Звезда Давида – гарантия удачи или кармическая проверка. Редчайшая гексаграмма в гороскопе соотносится с древним обозначением Анахаты — чакры – сердечного центра. Два пересекающихся тригона: один с вершиной вверх, другой вниз, вписаны в зодиакальный круг, а шесть равноудаленных планет создают секстили, при этом три пары участниц фигуры образуют оппозиции. Уникальность конфигурации в том, что расстояние между 6 точками из 10 должно быть одинаковым. Чаще всего, помимо планет, в Большом Секстиле (второе название гексаграммы) участвуют фиктивные точки: Лилит, Селена, Лунные узлы, что смазывает картину и ослабляет воздействие на натива.
Конфигурация аспектов, образующаяся, когда в гороскопе имеется два Больших тригона, связанных между собой секстилями. В идеальном случае образуется гексагон (1). В связи с тем, что подобная конфигурация формируется очень редко, ряд астрологов считают, что двойной трин имеет место и в тех случаях, когда два Больших тригона между собой не связаны.
П.Глоба указывает, что двойной трин (гексагон) говорит о том, что натив во всём защищён, но он не избегает внутренних перестроек, он будет менять форму, ко всему приспосабливаться, но внутренняя сущность останется неизменной: “какой он был в люльке, такой будет и в могилке”. Если в гексагон не входит Лилит, а Селена входит, то данная конфигурация будет всемогущей.
М.Марч и Дж.Мак-Эверс отмечают, что конфигурация гексагона предлагает нативу исключительные возможности, блестящую способность к общению с другими людьми. Опасность двойного трина заключается в трате энергии из-за повышенной многоликости, разнообразных интересов и многочисленных возможностей. Помочь в этой трудности могут напряжённые аспекты.
Дэйн Радьяр «Такая конфигурация получается, когда четыре планеты составляют секстили и трины и образуется прямоугольник, геометрические пропорции которого указывают на мистическое значение. Во всех подобных планетных паттернах можно предполагать также определенные личностные проблемы, которые могут проявиться как психологические комплексы, подталкивающие личность к асоциальности или нагружающие ее сверхличной, планетарной ответственностью, требующей строгого сосредоточения и особого мировоззрения. С другой стороны, карта без особого сосредоточения может означать разбросанную личность, но также и существо, судьба которого – связывать, гармонизировать, символизировать собою целостность бытия. Это может быть печатью истинной индивидуальности, приближения к совершенству».
О Звезде Давида 29 июля 2013 года
29 июля 2013 года сложится редкостная конфигурация планет – «Звезда Давида» или гексаграмма – шестиконечная звезда. Это конфигурация в которой два больших тригона: один – вершиной вверх, другой – вершиной вниз, вписанны в круг Зодиака. Они образуют 6 равноудаленных точек в радиусе 360 градус – 6 планет в секстиле (60°), при этом складывается три оппозиции между тремя парами планет.
Гексаграмма – древний символ. Существуют различные версии его названия. Этот знак известен в Индии как Анахата или Анахата-чакра и использовался там, задолго до того, как появился на Ближнем Востоке и в Европе. Сейчас его связывают с легендой о форме щитов воинов царя Давида: «Звезда Давида», «Щит Давида». Другой его вариант известен под именем «Печать царя Соломона».
Звезда Давида в натальной карте
В астрологии такую конфигурацию планет называют Большой Секстиль. С участием реальных планетах она складывается очень редко, так как для её образования 6 из 10 планет должны быть на строго определённом расстоянии друг от друга. Чаще эта конфигурация бывает с участием фиктивных планет или точек: Чёрной или Белой Луны, Фортуны или Узлов Луны. Звезда Давида на реальных планетах, это гороскоп Лаймы Вайкуле (31 марта 1954г.) и
9.05.1977 ;15:02:16;+03:00:00;Киев, Киевская обл., Украина;50°26″00″N; 30°31″00″E;
звезда Давида – , ну и туда же затесался
квадрат –
парус –
Денис Куталев: Вообще, что такое Шестиугольник (Звезда Давида, Гексагон)? Его можно рассматривать как двойной Большой Трин. Как известно, Большой Трин, связывающий три планеты в равносторонний треугольник, полагается большой удачей.
Существует легенда, что звезда Давида, которая являлась конфигурацией гороскопа царя Давида, будучи нанесенной на щит, повергала врагов в бегство – никто не желал бросать вызов такому любимцу Фортуны.
Однако я бы стал так оптимистично трактовать Гексагон. В частности, потому, что сам по себе Большой Трин нередко означает большие ресурсы и беззаботную их трату (и/или иллюзии по поводу их наличия), мощность и большую жизнеспособность системы, но и вместе с тем инерционность, консерватизм, застой, предпочтение собственного видения реальности самой реальности, избыточный оптимизм, “розовые очки”.
Согласно мунданной астрологии, Большой Трин задаёт программные установки, умозрительные требования и стандарты, которые зачастую огромным бременем ложатся на плечи народа. И эта конфигурация вовсе не характеризуется гармоничностью, однозначной конструктивностью, благотворностью, лёгким течением энергии. С другой стороны, Тау-квадрат зачастую очень конструктивен. Приведу цитату: “Мы агитируем коллег-астрологов с большим энтузиазмом и любовью относиться к тау-квадратам. Если мунданный Большой Трин мы понимаем как задание тональности, эскиза будущего, зарождение идеи (поначалу нередко утопичной), то тау-квадрат – это работяга и практик, он заставляет нас воплощать свои идеи. Если Большой трин – это статичный алтарь-треножник, то в Тау-квадрате планеты в оппозиции можно сравнить с двумя колесами на оси повозки, а центральную планету тау-квадрата – с лошадью, тянущей весь этот воз”.
Далее, возвращаясь к Гексагону, отметим, что в этой конфигурации (в идеале) все вершины связаны секстилями. А этот аспект тоже далеко не всегда так уж гармоничен. Как мне представляется, он часто говорит о потенциальных способностях и возможностях, но вместе с тем довольно статичен ленив”, и посему эти возможности далеко не всегда реализуются.
Наконец, не следует забывать, что каркас Звезды Давида составляют три оппозиции. Поэтому не такая уж милая и гармоничная эта конфигурация.
Подытожив, что могу сказать? Двойной трин, связанный секстилями, указывает на разностороннюю, многогранную натуру, которой много дано. Но “дано” не значит “взято”. Тут есть и внутренняя противоречивость, и разбросанность, и надежда на авось. Но есть и умение синтеза тех вещей, которые другим кажутся несоединимыми. Ведь здесь человек соединяет в себе не только две противоположных точки зрения, а целых шесть. Обычно можно говорить о стабильности, благодушии и невозмутимости – но и склонности “тормозить”.
Конечно, если Гексагон образован не из жребиев с планетными узлами и неподвижными звёздами Разумеется, всё это модифицируется в зависимости от конкретного случая. Так, в красивой карте на 2 января 1972 г. при гексагоне в активных знаках и Марсе в Овне скорее будет акцентирована разбросанность, чем невозмутимость. Возможно пренебрежение опасностью, внутренняя уверенность, что “щит Давида” защитит в любой ситуации. Но это не всегда так: Вообще, есть в Звезде Давида некая тотальность. Ведь чем больше точек гороскопа пробуждаются одновременно, тем сложнее человеку разобраться в себе, своих мотивах и внешних обстоятельствах.
Даже астрологу сложно “прорабатывать” одновременное “включение” шести планет. Поэтому нередко Гексагон означает пассивное следование ходу событий и нежелание их менять, а в приложении к кармическим планетам означает, видимо, даже невозможность ничего изменить.
В карте печально известной французской королевы Марии-Антуанетты, гильотинированной своими подданными, три кармические оси (Узлов Луны, Чёрной Луны и Белой Луны) составляют Звезду Давида. Тут будет кстати вспомнить и Большой Тригон с участием кармических планет в гороскопе графа Арунделя и Суррея, слепоглухонемого и слабоумного от рождения (приведён в одной из книг А.Лео).
Теоретически, при транзите какой-то планеты по одной из точек звезды должны реагировать все остальные 5 точек. Однако на практике обычно звезда не настолько точна: одна точка, скажем, в 1град. Овна, другая – в 5 град. Близнецов, третья – в 3 Льва…
Поэтому для трактовки очень важно и интересно проинтерпретировать 6 точек звезды по возрастанию градусов.
Именно в такой последовательности точки конфигурации будут пробуждаться при транзитах, прогрессиях и т.п. Скажем, первой задействуется Венера в 1 град Овна, затем Плутон в 2 Весов, затем Луна в 3 Льва, затем Марс в 3.5 Водолея, затем Лилит в 5 Стрельца, затем Нептун в 6 Близнецов.
Не думаю, что этот человек будет ощущать Гексагон так уж благотворно, ведь вначале заработает оппозиция Венера-Плутон, а потом, перейдя по секстилю, энергия выплеснется в оппозицию Луна-Марс, а затем, вновь чуть расслабившись на секстиле, человек переживает оппозицию Лилит-Нептун.
Эх, сознаюсь в конце – у самого в натальной карте Двойной Трин, связанный секстилями…
Звезда Давида даты:
07 февраля 1945,
31 марта 1954 года,
21-22 июля 1995 года,
2 января 1972 года,
29 июля 2013 года.
«Звезда Давида» 29 июля 2013 года
Два больших тригона в «Звезде Давида» акцентируют две стихи: янские – огонь и воздух, или иньские – земля и вода.
29 июля 2013 года Звезда Давида будет сочетать две иньские стихии: водный тригон и земной. Водный тригон, в данном случае, будет составлять основу, так как является устойчивой конфигурацией. Он включаем медленные планеты – Нептун в Рыбах, Сатурн в Скорпионе и Юпитер в Раке с примкнувшем к нему Марсом в Раке. В земном тригоне будет участвовать Луна в 4-9° Тельца, которая движется быстро, поэтому Большой тригон в земляных знаках будет держаться недолго: в точном аспекте конфигурация будет с 12 до 22 часов, а в орбе Звезда Давида будет с 08 часов 29 июля, до 1 часа ночи 30 июля (время по Гринвичу).
29 июля в Большом Секстиле не будут участвовать только Солнце, Меркурий и Уран.
Солнце и Уран буду узловыми планетами в фиксированном и кардинальном тау-квадратах:
- Солнце во Льве в квадратурах к оппозиции Луна-Сатурн,
- Уран в Овне в квадратурах к оппозиции Плутон-Юпитер/Марс.
Энергия двух иньских тригонов будет включаться динамикой двух тау-квадратов: кардинального и фиксированного. Тау-квадраты обостряют конфликты, вскрывают проблемы и ставят нас перед необходимостью их решать, а гармоничное взаимодействие планет в Большом Секстиле будет смягчать напряжения предлагая варианты и давая поддержку. В позитиве – это позволит найти выход из затянувшихся нерешённых ситуаций, даст возможность изящного решения сложнейших узловых проблем. В это время будет легче разрешить противоречия и сочетать теорию с практикой. Идеи этого периода могут стать важными и перспективными в последствии.
На период действия Звезды Давида, 29 июля, приходится последняя четверть Луны в 6°45 Тельца (17:45 GMT). Луна будет в точной оппозиции к Сатурну и, так как это последняя фаза Луны, – в падающей квадратуре к Солнцу. Фаза Луны – это не только день и время точного аспекта между Луной и Солнцем, это период за два-три дня до и после этого.
Последняя четверть Луны – это время жатвы того, что мы посеяли в прошлом, время пожинать плоды своих усилий или расплачиваться за свою бездеятельность. Сейчас время, чтобы произвести критическую оценку вспомнить свои обязательства. Долги потребуют уплаты, внешние выплаты и проверки ждут своей очереди. Если вы были эффективны в течение предыдущего периода, это время может быть периодом вознаграждения. Если вы уклонялись от обязательств и ответственности, вам стоит остерегаться людей и ситуаций, ждущих от вас «оплаты по векселям». Так как преимущество будет у двух иньских стихий – воды и земли, оборотной стороной это периода может быть пассивность, бездеятельность, ожидание что всё «рассосётся», хотя тем, у кого в натальной карте есть планеты 4-7° фиксированных знаков и/или в 6-13° кардинальных знаков, этого и не удастся. В позитиве эти дни дают возможность конкретных практических шагов при умении хорошо чувствовать партнёров, контекст и слушать интуицию.
Это хорошее время для урегулирования конфликтов и посредничества. Но не нужно ждать, что придёт 29 июля, «грядет об пол» и произойдёт нечто чудесное. Не стоит преувеличивать значение текущих транзитных аспектов, какими бы экзотическими и энергетичными они ни были. Но если жизнь потребует от вас важного решения, в это время можно будет найти оптимальное решение – этот транзит даёт конструктивный выход из тупиковых ситуаций и сложных противоречий для тех, кто будет его искать.
Звезда Давида в натальной карте
Конфигурация аспектов – это подарок господа.
Звезда Давида (два треугольника перевернутых) – шестиконечная звезда, являющаяся известным украшением и государственный символ Израиля.
Но никто не знает, что это напрямую астрологическое понятие,звезда, которая была в гороскопе у легендарного царя Давида. Это конфигурация невероятной удачливости. Он не родился сыном царя, он родился простым юношей. Его слава начиналась во время войны с фелистимлянами. Те выставили огромного юношу Галиафа, огромного воина, а со стороны израильтян маленький щупленький юноша . Все расмеялись, Давид запустил (завернутый камень) и каким-то образом он попал меж глаз Галиафа.
Удача Давида вдохновила израильтян на победу над фелистимлянами. Слава Давида разнеслась повсюду. Он сошелся с царской семьей и дети царя очень подружились с ним. По мере подрастания Давида, слава его стала напрягать. Царь подстраивал ему ловушки, но Давид чудесным образом их избегал. Тогда царь отдал прямое указание: найти и убить! Царь пытался его убить, но у него не получалось. А у Давида было большое количество возможностей убить царя, но Давид ни разу этим не воспользовался. Потом царя все-таки убивают, а народ избирает царем Давида. Кольцо Давида: “Все проходит”, а внутри “И это пройдет”.
Давид прожил счастливую жизнь, у него исполнялись все желания. Он не был идеально кристальным. Он был гибок. Любил и умел хорошо жить. Людей, с конфигурацией Давида в виде аспектных линий, жаль, потому что возможностей много, а реализовать их скорее всего не получится.
Астрологическое явление, как Звезда Давида в натальной карте? На самом деле, любопытных моментов здесь имеется довольно солидное количество. Так что той информации, которая будет представлена вашему вниманию далее, будет вполне достаточно, чтобы удовлетворить интересы даже самых искушенных читателей.
Естественно, начать стоит с рассказа о том, что помимо обычных аспектов гороскоп (натальная карта) может также иметь и аспектные фигуры. Данные конфигурации, честно говоря, могут поведать о человеке очень многое. Например, о богатстве и уникальности его внутреннего мира, сложностях, неразрешимых вопросах, предстоящих событиях, а также о том, что принято называть причинно-следственной связью. Более того, при рассмотрении данного вопроса можно в полной мере применить знания и практики из таких сфер науки, как психология личности, основы коммуникации, а также основные постулаты конфликтологии. Ведь согласитесь, что все эти моменты влияют на человека в довольно-таки значительной степени. Так что для полного понимания темы определенная степень эрудированности все же понадобится.
Иначе вряд ли можно говорить о какой-то четкой расстановке приоритетов и уж тем более грамотном выходе их сложившегося положения вещей.
Теперь, собственно, о тех условиях, при которых возникает конфигурация, именуемая звездой Давида. Для этого нужно, чтобы в натальной карте (гороскопе) появились два Больших тригона, которые соединены между собой при помощи так называемых секстилей. Данная конфигурация обеспечивает владельцу гороскопа достаточно мощную защиту. И здесь совершенно не важно: участвуют ли в таком процессе жребии первого порядка и фиктивные точки, или же нет. Кстати, звезда Давида также считается олицетворением равновесия в космосе, божественной симметрии, символом гармоничного сосуществования микро и макрокосмоса, а также мужской и женской первоосновы.
Однако и это еще не все. Здесь также имеет место уникальная одаренность человека, которая при грамотном развитии талантов, подаренных Вселенной, способна стать залогом жизненного успеха ее обладателя. А вот полная регенерация и самовосполнение энергии и сил осуществляется здесь за счет взаимодействия всех четырех стихий. При таком условии носитель гороскопа может на самом деле получить возможность преодолевать препятствия разного уровня сложности.
Впрочем, негативные стороны здесь тоже имеются. Например, такой расклад может отбить в человеке всяческое желание проводить хотя бы самую малую работу по самосовершенствованию. Речь здесь идет о полном или частичном исчезновении силы воли вследствие того, что большая концентрация гармоничных энергий может привести к полному расслаблению и потере бдительности. Проще говоря, обладатель такого гороскопа привыкает к тому, что все дается слишком легко – с минимальными усилиями или же при полном отсутствии таковых. На первый взгляд такая безмятежность кажется счастьем. Но это, что называется, до поры – до времени. Дело в том, что как только появится в жизни данного индивида довольно сложная ситуация, то нервы могут очень быстро сдать. Тут уже и до серьезных нарушений психики с сопутствующими изменениями в характере и внешности не так уж и далеко.
Еще встречаются такие ситуации, когда два больших тригона составляют правильный шестиугольник, вписанный в окружность. В результате получается причудливая фигура, которая во многих источниках носит название Алмаз. Тот человек, в распоряжении которого имеется подобный гороскоп, как правило, способен, достаточно стремительно подняться по карьерной лестнице, приобрести славу, почет и признание. Вместе с тем, нередко такие люди оканчивают свой жизненный путь весьма трагично. Впрочем, полагаться на первой впечатление от натальной карты здесь не стоит. В любом случае требуется провести основательный анализ расположения и статуса домов, а также планет, задействованных в данной системе.
Звезда Давида и влияние на судьбу.
По преданию шестиконечная звезда была в гороскопе библейского царя Давида, однако исследования натальных карт наших современников показали, что далеко не все они стали успешными и великими. Большинство блестяще учились, были золотыми медалистами и выходили невредимыми из передряг, но без внутренней мотивации и развития талантов, использования благоприятных возможностей, дарованных секстилями, конфигурация окажет лишь мягкое гармонизирующее влияние на жизнь вместо потока изобилия и удачи, несущего подопечного к мировой славе.
Одни лишь позитивные аспекты дадут исключительные возможности для взлета, врожденное умение привлекать друзей и полезных партнеров, но есть огромный риск не справиться с обилием интересов и увлечений, распылить уникальную энергетику на мелочи и обесточить ауру. В этом случае незаменимы напряженные аспекты, провоцирующие возникновение трудностей и конкуренции, что поможет консолидировать энергию и сосредоточиться на пути к цели.
Особенности Звезды Давида: двойной тригон, окруженный секстилями дает многогранность талантов в разных областях, но и спрашивается с такого человека Высшими силами по полной программе; отсидеться в сторонке не удастся, особенно если участвуют Северный и Южный узлы: отход в сторону от предназначения жестко карается; сильная внутренняя противоречивость: и святой, и грешник, разбросанность интересов, лень, благодушие, пренебрежение опасностью, ведь гексагон известен еще как Щит Давида, оберегающий от зла; одновременное включение шести планет непосвященному в тонкости астрологии человеку проработать нереально, как и справиться с потоком кармических событий, отсюда пассивное течение по жизни или игнорирование блестящих возможностей из страха; если гексагон затрагивает 4 стихии, то к многочисленным талантам прибавляется умение быстро восстанавливать силы после стрессов и болезней.
Как и в случае других теоретически благоприятных конфигураций скорость получения желаемого и сила противостояния неприятностям зависят от характеристик планет. Если большинство из них с мужской энергетикой – Марс, Сатурн, Юпитер, то нативу проще сделать выбор и целеустремленно двигаться по избранной стезе. Женские Венера, Нептун, Луна размывают сознание и сбивают с пути соблазнами.
Примеры Звезды Давида из жизни.
Шестиконечный гексагон не гарантия безоблачной счастливой судьбы. Даже если вспомнить царя Давида, который обрел богатство, любовь и славу на века, можно увидеть тернистый путь, полный предательств и покушений на жизнь. Другое дело, что неустанное духовное развитие и следование библейским заповедям помогли включить конфигурацию на полную мощность, гармонизируя дальнейшую судьбу.
Идеальная шестиконечная звезда, состоящая из равных отрезков, носит еще название Алмаз, и дает стремительный яркий взлет, сказочное стечение обстоятельств, наподобие встречи богатого мецената с талантливой певицей, поющей на улицах за копейки, но без соблюдения осторожности и самосовершенствования судьба таких людей трагически обрывается. В основном из-за легкомыслия, ощущения безнаказанности и порочности.
Интересно, если в гексагоне присутствует Белая Луна, человек становится всемогущим и неуязвимым, но наличие других фиктивных точек создает фатальность и невозможность противостоять карме. Например, в гороскопе казненной Марии-Антуанетты идеальный Алмаз включает Лунные узлы, Селену и Лилит. Успех к Лайме Вайкуле пришел поздно, после 35 лет, виной чему были женские Нептун, Луна, Венера, давшие молодость полную проблем с деньгами, алкоголем, но по мере духовного роста, пришла и удача.
Проработка Звезды Давида.
Планеты, образующие секстили, покажут какие таланты и высшие качества характера нужно развивать в течение всей жизни. Ключ к успеху подарит проработка Сатурна и знака зодиака, в котором он стоит. Поскольку именно отсутствие упорства и воли тормозит реализацию уникальных талантов натива.
Точки лучей Звезды Давида пробуждаются чаще всего по очереди во время прогрессий и транзитов, поэтому важно определить их очередность, отслеживая вероятные события и зерна возможностей, скрытые в них. Отсюда метания из белой полосы включенных секстилей в условно черные периоды оппозиций, требующие концентрации силы воли и упорной работы на преодоление, чтобы вновь насладиться дарами очередного секстиля. Второе условие выхода на длительную полосу удачи – нейтрализация чувства собственной важности. В противном случае энергия оппозиции разрывает изнутри, отбрасывая вниз от достигнутых результатов. Если на вершинах Большого Секстиля есть Уран и Плутон, то нельзя обольщаться насчет собственной неуязвимости. Отсутствие осторожности не погубит полностью, но спровоцирует травмы.
Звезда Дави́да (ивр. מָגֵן דָּוִד — Маге́н Дави́д, «Щит Давида»; в идише произносится могендо́вид) — древний символ, эмблема в форме шестиконечной звезды (гексаграммы), в которой два одинаковых равносторонних треугольника (один развёрнут вершиной вверх, другой — вершиной вниз) наложены друг на друга, образуя структуру из шести одинаковых углов, присоединённых к сторонам правильного шестиугольника.
Существуют различные версии происхождения названия символа, от связывающих его с легендой о форме щитов воинов царя Давида до возводящих его к имени лжемессии Давида Алроя или талмудическому обороту, обозначающему Бога Израиля. Другой его вариант известен под именем «Печать царя Соломона».
С XIX века Звезда Давида считается еврейским символом. Звезда Давида изображена на флаге Государства Израиль и является одним из основных его символов. Шестиконечные звёзды также встречаются в символике других государств и населённых пунктов.
В древности
Гексаграмма — интернациональный символ весьма древнего происхождения. Этот знак известен в Индии как Анахата или Анахата-чакра и использовался там, судя по всему, задолго до того, как появился на Ближнем Востоке и в Европе. Изначально гексаграмма не являлась специфически еврейским символом и не имела отношения к иудаизму.
Начиная с бронзового века (конец четвёртого — начало первого тысячелетия до н. э.), гексаграмма, как и пентаграмма, довольно широко использовалась в декоративных и магических целях у многих народов, столь отдалённых друг от друга территориально, как, например, семиты Месопотамии и кельты Британии. На Иберийском полуострове найдены изображения гексаграммы, относящиеся к железному веку до прихода римлян. Пентаграмма использовалась в качестве магического символа значительно чаще, чем гексаграмма. Тем не менее, обе геометрические фигуры можно обнаружить среди иллюстраций на страницах многих средневековых книг, посвящённых алхимии, магии и чародейству.
Шестиконечная звезда на камне из синагоги в Капернауме
Наиболее раннее на Ближнем Востоке бесспорное изображение гексаграммы было обнаружено на еврейской печати VII века до н. э., принадлежавшей некому Иехошуа бен Асаяху и найденной в Сидоне (хотя есть данные об обнаруженном при раскопках изображении шестиконечной звезды на стене здания эпохи царя Ахава, правившего в IX веке до н. э., это изображение слишком стёртое и неоднозначное и сам факт, что оно представляет собой шестиконечную звезду, оспаривается). Позднее подобными звёздами украшали как домашнюю утварь (в том числе печати и светильники), так и многие древние синагоги, начиная с периода Второго Храма. Например, фриз синагоги в Кфар-Нахуме (Капернауме) (II—III век н. э.) украшен орнаментом, в котором чередуются шестиконечные звёзды и свастики. Гексаграммы украшают пол римской виллы, раскопанной в Эйн-Эяле под Иерусалимом. Таким образом, по-видимому, шестиконечной звезде в этот период на Ближнем Востоке ещё не придавалось какого-либо значения, кроме декоративного. Кроме того, известно, что в эллинистический период этот символ с евреями не ассоциировался. Теории, объявляющие гексаграмму астрологическим символом Сатурна или увязывающие её со священным камнем иерусалимского храма периода, предшествовавшего царствованию Давида, подтверждений не получили.
Задолго до приобретения гексаграммой статуса еврейского символа эту роль выполняла менора — храмовый светильник. Менорой, в противовес кресту, со II века н. э. отмечаются еврейские захоронения в диаспоре и в Палестине, с этого же времени она стала атрибутом оформления синагог. В то же время есть современные теории, связывающие шестиконечную звезду как символ именно с формой подсвечников меноры (см. Версии об истоках Звезды Давида как еврейского символа).
Средние века
В средние века шестиконечная звезда как символ широко использовалась в Старом Свете. Короли Наварры в X и XI веках размещали её на своих печатях. Французские, испанские, датские и германские писцы — как христиане, так и иудеи — также использовали гексаграмму и пентаграмму как элемент печатей. В христианских церквях гексаграмма, иногда со слегка искривлёнными линиями, являлась частым фрагментом орнамента. Её можно увидеть на камне из раннехристианской церкви в Тверии, при входе в Бургосский, Леридский и Валенсийский соборы, на мраморном епископском престоле собора Ананьи. Она встречалась на раннехристианских амулетах и в мусульманских орнаментах под общим названием «печать Соломона».
Маген Давид на древнейшей полностью уцелевшей копии масоретского текста Торы, Ленинградский кодекс, 1008 год
Самое раннее упоминание названия «Маген Давид» («щит Давида»), вероятно, восходит к раннему средневековью — эпохе вавилонских гаонов (впервые оно встречается в талмудической литературе как одно из имён Бога). Магический щит царя Давида упоминается в тексте, толкующем магический «алфавит ангела Метатрона». Этот щит описывался как несущий на себе имя Бога, составленное из 72 имён, и имя Иуды Маккавея. К этим именам позже было добавлено имя Тафтафия — как одно из имён Метатрона, и в таком качестве амулет с гексаграммой в дальнейшем фигурирует в средневековых мистических рукописях (примерно с 1500 года имя Тафтафия сменяется именем Шаддай). В Средние века эта версия была популярна среди так называемых Хасидей Ашкеназ. В каббалистической книге «Сефер ха-Гвул» («Книга Предела»), написанной Давидом бен Иехудой — внуком Рамбана — в начале XIV века, дважды встречается упоминание гексаграммы как «щита Давида». В литературе сообщалось, что знак, именуемый «щитом Давида», упоминался также в книге XII века «Эшколь а-Кофэр» караима Иегуды бен Элиягу Хадаси, но профессор Еврейского университета в Иерусалиме Гершом Шолем указывает, что это упоминание было вставлено лишь в издание XIX века. Также в первой половине второго тысячелетия новой эры помимо гексаграммы такое же название носил знак в виде меноры, содержащий текст 67-го (в греческой традиции 66-го) Псалма. Схожая ситуация наблюдается и с названием «печать Соломона», которое в Средние века носили как шестиконечная, так и пятиконечная звезда.
Из этого можно заключить, что в то время Звезда Давида использовалась в качестве мистического знака на амулетах. Однако, в средневековых арабских книгах гексаграмма встречается намного чаще, чем в еврейских мистических трудах, и впервые изображения гексаграммы появляются в еврейских священных книгах именно в мусульманских странах, лишь в XIII веке добравшись до Германии. Кроме того, гексаграмма встречается на флагах мусульманских государств Карамана и Кандара.
Существует теория, согласно которой понятие «щит Давида» восходит к имени лжемессии XII века Давида Алроя (Менахема бен Роя). Давид Алрой, который, захватив крепость Амади в Курдистане, по-видимому рассчитывал её использовать как опорный пункт перед походом в Землю Израильскую, был родом из областей, которые ещё находились под властью хазар в XII веке, и, согласно упомянутой теории, именно при нём шестиконечная звезда начала превращаться в еврейский национальный символ.
В XIII—XIV веках Звезда Давида появляется на фронтонах германских синагог (в частности, в Хамельне и Будеёвице) — предположительно как имитация убранства христианских храмов — и на еврейских манускриптах. В ту же эпоху ею начали украшать амулеты и мезузы, а в позднем Средневековье и еврейские тексты по Каббале. Однако, судя по всему, этот символ имел лишь декоративное значение.
Первое свидетельство того, что гексаграмма использовалась в качестве специфически еврейского символа, датируется 1354 годом, когда император Карл IV (император Священной Римской империи) даровал евреям Праги привилегию иметь собственный флаг. Этот флаг — красное полотнище с изображением шестиконечной звезды — получил название «флаг царя Давида». Маген Давид украсил также и официальную печать общины и стал фактически официальным символом еврейской общины Праги на протяжении веков.
Новое время
Впоследствии гексаграмма использовалась в качестве еврейского типографского знака (в особенности на пражских изданиях XVI века и на книгах, издававшихся в Италии и Нидерландах семейством Фоа) и составной части фамильных гербов. В Чехии того периода можно было встретить шестиконечную звезду как декоративный элемент в синагогах, книгах, на официальных печатях, на религиозной и бытовой утвари. Позднее (XVII—XVIII вв.) гексаграмма вошла в обиход евреев Моравии и Австрии, а затем — Италии и Нидерландов. Несколько позже она распространилась среди общин Восточной Европы. Вплоть до начала XVIII века понятия «щит Давида» и «печать Соломона» несколько веков употреблялись как взаимозаменимые, пока первый термин не закрепился окончательно за шестиконечной, а второй — за пятиконечной звездой.
В кабалистических кругах «щит Давида» трактовался как «щит сына Давида», то есть Мессии, что отразилось в часто вписываемых в символ шестиконечной звезды на амулетах буквах «МБД», обозначающих «Машиах бен Давид» («Мессия, сын Давидов»). Так, последователи лжемессии Шабтая Цви (конец XVII века) видели в нём символ скорого избавления.
Лишь в конце XVIII в. Маген Давид стал изображаться на еврейских надгробиях. Примерно с этого времени закрепляется отношение к нему как к символу еврейства. Уже начиная с 1799 года Маген Давид появляется как специфически еврейский символ в антисемитских карикатурах, а четвертью века позже он включается в герб семейства Ротшильдов (для сравнения, герб первого еврея-дворянина Якоба Бассеви, пожалованный ему императором Священной Римской империи в 1622 году, содержит три пятиконечных звезды).
В XIX веке эмансипированные евреи избрали Звезду Давида в качестве национального символа, как еврейский аналог христианского креста. Именно в этот период шестиконечная звезда была принята практически всеми общинами еврейского мира. Она стала распространённым символом на зданиях синагог и еврейских учреждений, на памятниках и надгробиях, на печатях и бланках документов, на бытовых и религиозных предметах, в том числе и на занавесях, покрывающих шкафы, в которых в синагогах хранятся свитки Торы. В 1897 году на Сионистском конгрессе в Базеле Звезда Давида была утверждена в качестве официального символа сионистского движения. С точки зрения Гершона Шолема, у неё были два весомых достоинства, которые разглядели отцы сионизма: она была широко распространена по всем еврейским общинам и в то же время не являлась древним религиозным символом, олицетворяя еврейский народ, но не еврейскую религию, что было важно для идеологов нового, светского сионизма.
Еврейский символ
Истоки звезды как еврейского символа
Исследователь еврейских и иудейских символов Ури Офир цитирует раввина Моше Файнштейна, который в респонсе «Игрот Моше» (раздел Орах Хаим 3:15) указывает, что истоки Звезды Давида как еврейского символа неизвестны.
Белая лилия
Белая лилия на израильской почтовой марке
Тем не менее сам Офир выдвигает версию, что происхождение Звезды Давида связано с храмовой менорой. Под каждым из её семи светильников располагался цветок: «И сделай светильник из золота чистого; чеканный да сделан будет светильник; бедро его и стебель его, чашечки его, завязи его и цветы его должны быть из него» (Исх. 25:31). Ури Офир считает, что это был цветок белой лилии, который по форме напоминает Маген Давид. В поддержку этой теории он приводит древний перевод Библии Онкелоса на арамейский язык, где слово פרח (цветок) переведено как «лилия». Офир ссылается на раввина Авраама ибн Эзру (1093—1167), который в комментарии к Песни песней пишет, что в этом произведении ароматная лилия с её шестью лепестками (лилия, ивр. שושן, на иврите имеет тот же корень, что и число 6 — ивр. שש) символизирует еврейский народ:
Я — нарцисс Шарона, лилия долин! Как между тернами лилия, так подруга моя между дев.
— Песн. 2:1—2
Профессор Иехуда Феликс в книге «Природа и Земля Израильская в Библии» отождествляет библейскую лилию с белой лилией (Lilium candidum) — единственным видом лилий, произрастающим в этих местах в диком виде. Лепестки белой лилии, как показывает Офир, симметрично расположены и в раскрытом виде образуют правильную шестиконечную звезду, в настоящее время известную как Звезда Давида. Светильник располагался в центре цветка, таким образом, что священник зажигал огонь как бы в центре шестиконечной звезды. Офир приводит также и другое доказательство своей правоты. В Третьей книге Царств рассказывается о том, как царь Соломон приказал поставить по обе стороны от входа в Храм две огромных медных колонны, высотой около 9 метров. Эти колонны назывались Яхин и Боаз. В верхней их части был венец диаметром около двух метров в виде лилии: «А в притворе венцы на верху столбов сделаны [наподобие лилии]… И поставил столбы к притвору храма; поставил столб на правой стороне и дал ему имя Иахин, и поставил столб на левой стороне и дал ему имя Воаз. И над столбами поставил [венцы], сделанные [наподобие] лилии…» (3Цар. 7:19—22). Офир связывает это упоминание с версией о том, что и на меноре чашечки имели форму лилий, ссылаясь на текст Маймонида (Законы Храма, 3:3): «цветы [на меноре] такие же, как цветы на колоннах».
Менора находилась в Скинии, во время скитания евреев по пустыне, а затем и в Иерусалимском Храме, вплоть до разрушения Второго Храма. Таким образом, по мнению Офира, следует рассматривать Звезду Давида наряду с менорой как один из древнейших и наиболее важных еврейских символов.
Помимо версии, связывающей Звезду Давида с менорой, Офир приводит также версии, связывающие современное название символа непосредственно с царём Давидом. По этой версии Давид использовал шестиконечную звезду как свой личный символ, поскольку в его имени было две буквы «далет», в то время записывавшихся в виде треугольника. Таким образом, два наложенных треугольника, образующих шестиконечную звезду, могли служить ему своеобразной монограммой. Эта версия изложена, в частности, в книге Бецалеля Дойча «Маасе Бецалель». В то же время, согласно некоторым источникам, личная печать Давида содержала изображение не звезды, а пастушеского посоха и сумы.
Согласно легенде, Маген Давид был изображён на щитах воинов царя Давида. По другой версии, щиты были сделаны из кожи и укреплялись полосами металла в форме перекрещивающихся треугольников. Согласно третьей версии, сами щиты были шестиугольными. Ведущий сайт в области еврейской традиции Aish.com (англ.)русск. предлагает более позднюю датировку, согласно которой креплениями в виде шестиконечной звезды были впервые снабжены щиты еврейских воинов во время восстания Бар-Кохбы.
Трактовки значения
Существуют многочисленные трактовки символического значения Звезды Давида, как традиционные, так и относительно новые, в том числе предложенные уже в XX веке.
Два начала
Гексаграмма трактуется как соединение и сочетание двух начал: мужского (треугольник с «широкими плечами», направленный вершиной вниз) и женского (треугольник, направленный вершиной вверх).
Маген Давид также трактуется как сочетание небесного начала (макрокосма), которое стремится к земле, и земного начала (микрокосма), стремящегося к небесам.
Четыре
В древности считалось, что Маген Давид олицетворяет все четыре первоосновы: треугольник, обращённый вверх, символизирует огонь и воздух, в то время как другой треугольник, обращённый вниз, символизирует воду и землю. По другой версии, верхний угол треугольника, обращённого вверх, символизирует огонь, два других (левый и правый) — воду и воздух. Углы другого треугольника, обращённого одним из углов вниз, соответственно: милость, мир (покой) и благодать.
По другой трактовке шестиконечная Звезда Давида символизирует Божественное управление всем миром: землёй, небом и четырьмя сторонами света — севером, югом, востоком и западом.
Шесть и модель мироздания
Согласно трактовке раввина Элиягу Эссаса, этот знак символизирует 6 дней творения и отражает модель мироздания. Два треугольника — две направленности. Треугольник, направленный остриём вверх: верхняя точка указывает на Всевышнего и что Он — един. Далее расхождение этой точки влево и вправо указывает на появившиеся в процессе создания противоположности — Добро и Зло. Острие второго треугольника звезды Давида направлено вниз. От двух удаленных друг от друга вершин линии сходятся к одной — нижней, третьей. Эссас рассматривает второй треугольник как символ цели существования человека в объединении идей «правой» и «левой» сторон сотворённого мира.
Шесть концов звезды — которой по традиции украшают сукку, особый шалаш, в котором евреи живут в дни праздника Суккот, — соответствуют шести «высоким гостям» (ушпизин), посещающим еврейскую сукку в первые шесть дней праздника Суккот: Аврааму, Исааку, Иакову, Моисею, Аарону и Иосифу. Объединяет же их всех седьмой «гость» — сам царь Давид.
Семь
Согласно каббале, Маген Давид отражает семь нижних сфирот. Каждый из шести треугольников и шестиконечный центр символизируют одну из сфирот: треугольники, начиная с верхнего, по часовой стрелке, символизируют сфирот Тиферет, Хесед, Нецах, Малхут, Ход и Гвура, а центр — Йесод.
Двенадцать
Маген Давид имеет 12 рёбер, что соответствует 12 коленам Израиля. По легенде, в годы скитаний в пустыне шатры колен Израилевых разбивались таким образом, что, соединяясь по три, образовывали шестиконечную звезду вокруг Скинии — духовного центра. Таким образом, Звезда Давида рассматривается как символ единства еврейского народа.
Немецко-еврейский философ Франц Розенцвейг в своём главном философском труде «Звезда спасения» (1921) предложил трактовку Маген Давида как символического выражения отношений между Богом, человеком и мирозданием. Треугольник, лежащий в основании, по его мнению, олицетворяет три основных предмета, рассматриваемых философией: Бог, Человек и Мироздание. Второй треугольник, направленный вершиной вниз, олицетворяет связи между этими элементами — Творение, Откровение и Спасение. Наложение этих треугольников друг на друга и образует «Звезду спасения».
В информатике
В таблице Unicode символу Звезды Давида соответствует U+2721 (✡)
Литература
Марч М., Мак-Эверс Дж. Лучший способ выучить астрологию
Глоба П. Анализ и синтез космограммы
Де Визи Д.К. Кармическая астрология
Инсалита А Астрономия для астрологов