Великие астрологи. Клавдий Птолемей
Клавдий Птолемей (Ptolemaios) (около 90 – около 160 гг. н. э.) Выдающийся греко-египетский астроном, астролог, математик, географ и оптик. Достоверных данных о жизни Птолемея не сохранилось, вероятно, он был родом из Птолемиады в Среднем Египте. Работал в Александрии Египетской, вёл там астрономические наблюдения в 125 – 141 гг. Труды Птоломея оказали огромное влияние на всю последующую астрономию и астрологию. Он завершил создание геоцентрической системы устройства мира, подытожив ранние работы грекоязычных астрономов в “Великом математическом построении астрономии в 13 книгах” ( греч. “Megale syntaxis”). Этот труд известен как “Альмагест”. Система Птолемея считалась настолько совершенной, что господствовала в науке на протяжении более 1400 лет и ревностно охранялась христианской церковью. Она служила фундаментом астрономии почти полторы тысячи лет, вплоть до замены её системой Коперника и Кеплера.
Важнейший сдвиг в астрономической науке произвёл отказ Птолемея от традиционного представления о равномерных круговых движениях небесных тел: по Птоломею, планеты движутся неравномерно. Этим предвосхищалась революционная идея И.Кеплера о движении планет по эллипсам.
Для астрологии ключевое значение имеет труд Птоломея “Четверокнижие” (“Тетрабиблос”, соч. после 141 г.). «Тетрабиблос» представляет собой собрание из четырёх частей. Эта работа – систематическое изложение астрологических знаний античности, она оказала огромное воздействие на арабскую и европейскую астрологию последующих столетий. Птоломей был первым, кто переформулировал астрологию в терминах натурфилософии Аристотеля, и “Тетрабиблос” может рассматриваться как приложение аристотелевской физики к подлунному миру.
Астрономия была отделена им от астрологии, а сама астрология подразделена на мунданную и натальную. Такой подход дал больше ясности, но привёл к разделению этих двух астрологический областей, которые для Птолемея были лишь различным использованием одного и того же предмета. Именно Птолемей обеспечил выживание астрологии во времена политических и религиозных сдвигов первого тысячелетия христианской веры. Его интеллектуальный и научный статус был таков, что мало кто из критиков осмелился возвысить против него свой голос. В своих работах Птолемей опирается на астрологов прошлого, особенно на Гиппарха и Посидония. Также он говорит об использовании очень древних книг, которые уже к тому времени мало кто мог прочитать. У него были данные о затмениях Луны и Солнца со времён царя Вавилона Набунасира (747 г. до н. э.).
В «Тетрабиблосе» Птолемей принимает рациональную, в основном Аристотелеву точку зрения. Влияние планет, как он утверждает, обусловлено не божественным вмешательством, а измеримыми физическими причинами. Его объяснения носят сугубо научный подход. Он отходит от вавилонской схемы «фатальности» Вселенной. Практически все интерпретации предзнаменований остались неизменными: Скорпион продолжал считаться опасным, Марс – воинственным, а Юпитер приносил благодеяния государству. И хотя во время Птолемея многое из древних фаталистических учений сохранялось, дух времени стал более скептическим. Существование предзнаменований по прежнему признавалось, но будущее человека уже не признавали фиксированным . К тому времени стали считать, что предзнаменования указывают скорее на возможность, чем на предопределённость.