Джон Фроули. Синастрическая астрология (астрология совместимости)

Из книги  “Подлинная астрология” (“The Real Astrology”)

Один из самых модных видов астрологии – своего рода элементарная синастрия. Стоит встретить человека, который хоть чуточку знает астрологию, как последует вопрос: «Где твоя Луна?» После ответа (например, «в Рыбах» или «во Льве») следует многозначительное молчание, словно ты изрек нечто чрезвычайно существенное, кардинально влияющее на ваши взаимоотношения.

 

Синастрия – искусство сопоставления гороскопов двух людей для оценки потенциала их взаимодействия. Обычно это касается отношений эмоциональных, но синастрия с большой пользой используется и в бизнесе, контактах типа учитель-ученик или работодатель-служащий. Ведь какого бы блестящего профессионала вы ни наняли, дело пойдет наперекосяк, если вы, с ним, так сказать, настроены на разную ментальную частоту. Именно здесь помогает синастрия. Она позволяет вместо субъективных реакций вроде «он глуповат», или «он меня раздражает», или «он недобросовестен», бросить на человека объективный взгляд, увидев подлинный источник сложностей, которые затем уже можно обойти или решить.

Джон Фроули синастрическая астрология

Традиционно к синастрии прибегали при организации браков. Этот банальный факт указывает на одну из основных проблем в современном ее использовании: если вы хотите оценить брачные перспективы мужчины и женщины, вы должны иметь правильные представления о браке. Такие бытовые вещи, как эмоциональная и сексуальная совместимость, играют существенную роль, но куда важнее посмотреть, способствуют ли люди духовному развитию друг друга. Если муж и жена не имеют направленности иной, помимо удовлетворения материальных нужд, отношения исчерпают себя. Вспомним Сократа, сознательно женившегося на сварливой Ксантиппе! Кто бы из астрологов ему посоветовал такую синастрию? Но тут надо «копать» глубоко. Иначе никакая эмоциональная, физическая или ментальная совместимость толку не принесет. Астрологу подобает здесь зрелость в суждениях и верная духовная ориентация, – иначе он собьется с пути. До недавних пор люди хорошо понимали, насколько это важно. Что же касается наших современников, то синастрия даже лучше, чем изучение натальных карт, изобличает нарциссическую пустоту «гуманистической» астрологии.

 

Никакие астероиды не помогут новой астрологии, с ее извращенной заумью, составить осмысленное суждение. Первый шаг в синастрии (часто игнорируемый нашими современниками) – подробный анализ каждой из натальных карт. Лишь в свете их могут иметь смысл контакты и сопоставления между картами. Вспомним извечный вопль влюбчивого астролога: «Где твоя Луна?». При том обилии планет, планетоидов, космической пыли и прочей атрибутики, которой сейчас пользуются, ему на редкость не повезет, если Луна его жертвы умудрится попасть в ту точку его карты, где у нее не будет контакта с каким-либо из показателей его карты. «Ага!», – обычно радуется он – «мы созданы друг для друга!» Но, позвольте спросить, разве нельзя насобирать таких «существенных контактов» между его гороскопом и гороскопом практически любого человека, когда-либо жившего на Земле (особенно если мы используем разношерстные современные методы)? С одной стороны, это отражает тот факт, что, если бы Она была единственной девушкой в мире, а я – единственным парнем в мире, мы бы, наверное, нашли общий язык. С другой стороны, отсюда видно: для хороших взаимоотношений нужно нечто большее, чем несколько планетарных контактов. При самых прекрасных взаимных аспектах Солнце-Хирон и Марс-Плутон, вы вполне можете обнаружить уже спустя пару минут знакомства, что девушка от вас устала.

В эту ловушку постоянно попадают авторы астрологических учебников. Они приводят карты каких-нибудь Ромео и Джульетты, а затем перечисляют планетарные взаимодействия между ними в доказательство большой любви. И все идет как по маслу, пока мы не задаемся вопросом: какие же аспекты были между картой Ромео и картой Флавии, Клавдии, Розалинды или десяток тысяч других девушек. Излюбленные примеры – Эдуард VIII и Уоллис Симпсон, Фрейд и Юнг. Но они абсолютно ничего не доказывают. Можно спросить: почему у них какая-то горстка аспектов привела к столь глубоким взаимоотношениям, а, скажем, у меня ни с кем таких отношений не было, хотя аспектов было и побольшё

 

Ответ прост: такие планетные аспекты, даже при правильном их толковании, имеют сравнительно малое значение. В современном же употреблении они и вовсе бессмысленны. Они показывают лишь поверхностные вещи, вроде взаимоотношений по объявлениям: «Велосипедистка-вегетарианка ищет подобную себе для вялых отношений». Здесь Марс в сексвиквадрате к Плутону как раз подойдет. Но подлинной любви из этого не получится. То, что нам подлинно нужно, не найдешь по объявлениям вроде: «Велосипедистка-вегетарианка ищет сварливого бабника. Она удержится от искушения его прирезать, и будет нежно любить на протяжении всей жизни». Любой человек, мало-мальски соображающий в астрологии, может найти массу аспектов между своей картой и картой практически любой женщины, которую он встречал. Вот только толку от подобных «синастрий» ноль. Ибо если нет контакта на глубинных уровнях карты, ничего не случится. Должна быть связь на уровне темперамента: иначе девушка не захочет меня знать, даже если и найдет мои остроты забавными.

 

Возьмем условный пример. Допустим, в карте Ромео Солнце расположено в 15-м градусе Овна. По мнению многих новых астрологов, аспект между Солнцем одного человека и Луной другого человека – один из главных показателей совместимости. Стало быть, если Луна Джульетты попадет в соединение с Солнцем Ромео, это очень важно. Если мы – новые астрологи, старающиеся принять во внимание как можно больше факторов, мы возьмем орб ± 10 градусов. Если Луна Джульетты окажется между 5-м и 25-м градусом Овна, перед нами серьезное указание на любовь. Добавим к этому два трина: 5-25-й градусы Льва и 5-25-й градусы Стрельца. Вместе взятые, эти три аспекта с орбами составляют 60 градусов, то есть 1/6 Зодиака! Не забудем про секстиль (с несколько меньшим орбом, в ± 8 градусов): 7-23-й градусы Близнецов и 7-23-й градусы Водолея. Квадрат и оппозиция – аспекты не столь благоприятные, но и их нельзя сбрасывать со счета, «ибо они рождают очарование, даже если одновременно присутствует напряжение».(1) Орб здесь снова будет ± 10 градусов, поэтому Луна в 5-25-м градусах Рака, Весов или Козерога даст сильное указание на любовь. В общей сложности получается, что к любви ведет нахождение Луны Джульетты в 136 градусах из возможных 360. Причем новые астрологи учитывают еще и массу минорных аспектов: 150, 135, 45 и 30 градусов, все с орбом в ± 4 градуса. Это добавляет еще 64 градуса. Мы уже имеем 200 градусов из 360, хотя еще не учли аспекты в 36, 72, 144 градуса и прочие. Что же получается? Из трех женщин как минимум с двумя у Ромео великолепная совместимость. А на совместимость указывают еще и аспекты Луны Джульетты к другим точкам карты Ромео – его Луне, Асценденту, Марсу, Венере, Юпитеру, Плутону, а возможно, и Нептуну, Урану, Сатурну и Меркурию. Не говоря уже о Хироне, Черной Луне (Лилит) и 4000 астероидах. Одним словом, где бы ни оказалась Луна Джульетты, она затронет один из важных показателей гороскопа Ромео. Да, наш Ромео не слишком придирчив! Но если по какому-то фантастическому недосмотру ее Луна не сформировала ни одного аспекта к значимым показателям карты Ромео, не стоит опускать руки. Ибо вместо Луны можно взять ее Асцендент, Солнце, Венеру, Марс, Юпитер или Плутон. Ромео, как известно, подросток, и значимый контакт его с Джульеттой может возникнуть в два счета, если девушка не совсем уж уродлива. Однако их гороскопы останутся теми же на протяжении всей жизни, даже когда гормоны утихнут. Невеселые перспективы для совместной жизни…


Будем справедливы: прежде чем предположить наличие между людьми подлинной и неувядающей любви, новый астролог учтет и аспекты между еще несколькими парами планет. Однако, как мы уже видели, такие аспекты далеко не редкость. Сложно найти такую пару карт, между которыми бы не было значимых аспектов. Наверное, если люди из этой пары окажутся на необитаемом острове, они найдут общий язык. Но нас интересует не то, сможем ли мы общаться, если у нас не будет альтернативы, а сможем ли мы найти нечто лучшее, особенное. К сожалению, современные методы синастрии в этом не помогают.   Рассмотрим теперь практический пример, следуя нынешней моде обсуждать взаимоотношения, о которых автор почти ничего не знает. Вопреки впечатлению, которое создается из популярных астрологических журналов, священная наука – не способ подсматривать через замочную скважину. И мы будем вести себя пристойно. Мы бросим краткий и, надеемся, целомудренный взгляд на один из немногих продолжительных браков в истории голливудского Вавилона. Удастся ли нам обнаружить, что связывало этих людей? 

Пол Ньюмен
26 января 1925 года, 6 часов 30 минут EST
41N28  81W43 

Джоанна Вудворд  
27 февраля 1930 года, 4 часов 00 минут EST
30N50  83W59 

На первый взгляд, синастрия странная. Близких аспектов не больше, чем у любой случайной пары. Сатурн Вудворд (управитель ее Асцендента, а потому особенно важный) находится на Юпитере Ньюмена. Его соединение Меркурий-Венера расположено вблизи ее Асцендента и в секстиле от ее Венеры. Ее Солнце и Венера находятся в секстиле к его Асценденту и Юпитеру. Все это замечательно, но можно задать резонный вопрос: почему, скажем, Лоретта Янг (чьи Солнце и Луна сильно взаимодействуют с Юпитером Ньюмена), или Дорис Дей (чьи Солнце и Луна затрагивают те же точки), или Джейн Расселл (чьи Луна, Венера и Юпитер прекрасно взаимодействуют с картой Ньюмена) не увели актера? Почему Вудворд не прельстилась Джеком Леммоном, Робертом Вагнером или кем бы то ни было еще из тех, чьи планеты были в близких аспектах к ее планетам? Стало быть, на поверку вышеотмеченные взаимодействия оказываются лишь поверхностным срезом.

 

Надо взглянуть глубже. Если глубинной взаимосвязи не обнаружится, никакие аспекты, сколь угодно тесные, не помогут. Аспекты показывают способ взаимосвязи. Если бы их не было, даже два идеально совместимых человека не смогли бы друг с другом общаться. Они были бы как два обитателя ночлежки: один использует комнату днем, а другой – ночью, причем они никогда не пересекаются. В синастрии аспекты отвечают на вопрос «как»; мы же сначала должны разобраться с «почему».

 

Здесь надо отталкиваться от темперамента. В данном случае мы наблюдаем равновесие темпераментов.

  • Ньюмен: перевес сангвинического начала (воздушного – горячего и влажного).
  • Вудворд: перевес меланхолического темперамента (земного – холодного и сухого).  

 

Эти два темперамента находятся в совершенном равновесии: словно две платонические половинки, обретшие друг друга. Более сильных уз не бывает. Противоположности действительно притягивают друг друга. Причем заметим: в каждой из карт перевес соответствующего темперамента не ярко выраженный. Это очень хорошо, ибо только так люди могут одновременно дополнять друг друга и отождествляться друг с другом.(2) Если бы один темперамент был сильно сангвиническим, а второй – сильно меланхолическим, то, несмотря на все взаимное притяжение, они бы находили друг друга непонятными и, наверное, непереносимыми.  

 

Общий Асцендент – часть матрицы сходства, которая сплачивает противоположности. Как у Ньюмена, так и у Вудворд, почти все традиционные планеты расположены под горизонтом и на восточной (Асцендент!) стороне неба: два достаточно закрытых человека, во многих отношениях самодостаточных. При первой встрече они должны были обнаружить общий взгляд на жизнь (связанный с противоположными темпераментами), а также ощутить друг в друге некую эмоциональную прямоту, которую они могли уважать. Еще один важный момент касается их слабостей: в обоих гороскопах главные точки слабости – Солнце и Луна; при этом Луна Ньюмена в знаке Солнца Вудворд, и Луна Вудворд в знаке Солнца Ньюмена. Это дает, если и не исцеление, то, по крайней мере, понимание и сопереживание слабостям друг друга. При этом, как мы видим, их Солнца попали в соседние знаки. Согласно всем журнальным статьям, это указывает на полную несовместимость. Что ж, если мы ищем в партнере второго себя, такое обобщение верно. Но при наличии соответствующих факторов, несходство может превращаться в силу.

 

Более глубоко анализировать эту синастрию мы не вправе: распространенное использование астрологии как вариообъектива папарацци заслуживает всяческого порицания. Однако и того, что мы увидели, достаточно, чтобы понять: синастрия не сводится к изучению планетных аспектов в поисках сходства. Но такого анализа недостаточно, чтобы сделать вывод о длительных взаимоотношениях: важно исследовать время, в которое люди познакомились. То есть для начала они должны познакомиться (в конце концов, часто обстоятельства не позволяют встретиться и идеально совместимым партнерам), причем встретиться в подходящих обстоятельствах: ведь мужчина может встретить идеальную женщину, но не обратить на нее внимания, будучи увлеченным какой-нибудь роковой красоткой. Да мало ли существует и других случаев, когда самые перспективные отношения увядают, не успев расцвести.

 

Фундаментальная разница между аспектами и темпераментными склонностями состоит в том, что баланс темпераментов показывает возможность роста в отношениях. Концентрация на аспектах неудивительна для общества, которое рассматривает отношения между людьми как какую-то овсянку на завтрак: купи любую по своему вкусу, и затем съешь или выбрось. Между тем важно делать упор именно на возможность роста. И здесь мы видим, насколько ошибочен обычный подход к синастриям («Подходит ли мне этот человек?»). Нам, людям западного полушария (где обычно нет предопределенных браков), данный раздел астрологии мог бы по-настоящему помочь не тем, чтобы подобрать подходящего партнера, а чтобы найти силы и слабости в уже существующих взаимоотношениях.

 

Большая проблема с использованием синастрии для выбора партнера состоит в необходимости учета временного фактора. Но это очень редко делается. Астролог берет два гороскопа и рассматривает их, словно это гороскопы двух мух-однодневок. Допустим, есть все указания на тесные узы между женихом и невестой, в том числе и на уровне темпераментов. Астролог благословляет пару. Но, возможно, у парня еще молоко на губах не обсохло, и он понятия не имеет, как обращаться с идеальным партнером. Познакомься они несколькими годами позднее, – и все пошло бы на лад. Но этого нет, а потому отношения заканчиваются слезами. Синастрию можно уподобить стыковке двух космических кораблей: не принимать в расчет фактор времени – все равно, что пытаться произвести стыковку, зная чертежи кораблей, но не зная их положения на орбите.

 

Синастрию часто используют неверно. Например, многие убеждены, будто она дает некую власть над другим человеком, или будто с ее помощью можно добиться определенных событий. Многие астрологи, страдающие от отсутствия любви, часами разглядывают карту своей дамы: а вдруг аспект Солнце-Луна соединит их узами вечной любви! Они могут даже осчастливить ее информацией: «Так и так, милая, наши судьбы записаны на небесах». Но дама и ухом не поведет: ей приятнее быть с кем-то другим, кого она сама интересует больше, чем ее гороскоп.

 

При правильном употреблении синастрия работает как расширенная форма натальной астрологии. И в ней тоже анализируются достоинства, рецепции и аспекты. Без этих средств синастрия будет лишь игрой на нервах, на тех наших сторонах, которые современная культура сделала наиболее уязвимыми, и которые связаны с неудовлетворенной потребностью быть любимыми.  

 

Комментарии переводчика:

  1. Ron Davison, Synastry (New York: Aurora, 1983), 103.

 

  1. Это особенно хорошо видно в деловых отношениях. С одной стороны, бессмысленно иметь партнера, навыки которого дублируют наши собственные. Куда полезнее, если он может делать то, на что мы не способны. С другой стороны, мы с ним не сработаемся, если у нас не будет вообще ничего общего. 



 

Перевод на русский язык Н.О.Майского